Испытание тормозных колодок. Проверка прочности приклеивания фрикционной накладки к колодке

Тормозная колодка (ТК) представляет собой металлическую пластину с фрикционной накладкой, является частью суппорта тормозной системы автомобиля.

Колодки бывают двух типов – дисковые и барабанные. Различаются не только внешним видом, но и принципом работы.

Дисковые колодки устанавливаются на передней оси автомобиля. При торможении прижимаются к тормозному диску, замедляя или останавливая его вращение.

Барабанные колодки устанавливаются в задней части автомобиля. При нажатии водителем на педаль тормоза колодки прижимаются к тормозному барабану заднего колеса, что вызывает замедление его вращение или полную остановку.

Классификация тормозных колодок. Состав фрикционной смеси накладок

ТК классифицируются:

  • По расположению (передние, задние);
  • По конструкции (дисковые, барабанные);
  • По материалу изготовления (органические – асбестные, полуметаллические – с содержанием металлической стружки до 50 %, керамические – из смеси металла и керамики, либо фарфора);
  • По наличию датчиков износа накладок (простые – без датчиков износа, с датчиками износа).

Кроме того, при классификации тормозных колодок необходимо учитывать их категорию:

  • Первая. Оригинальные. Поставляются на автомобильные заводы в термообработанном виде. Обладают высокими эксплуатационными показателями;
  • Вторая. Фрикционный состав накладок несколько упрощенный, имеют увеличенный ресурс;
  • Третья. Самая низкая категория. Накладки производятся из самых простых смесей.

Фрикционная смесь накладок является сложным компонентом. В своем составе содержит от 20 до 30 составляющих. К основным видам наполнителей относятся:

  • Органические и неорганические волокна;
  • Абразивы;
  • Смазочные материалы;
  • Металлическая стружка.

В качестве волокон используется асбест, но в связи с его вредностью для здоровья человека он постепенно отступает на задний план. Альтернативной замены асбесту пока что не найдено, поэтому он заменяется увеличением количества различных составляющих.

Абразивы в качестве наполнителя существенно увеличивают эффективность торможения, но и отрицательно влияют на ресурс колодки и тормозного барабана. Борьба с этим явлением ведется методом введения в состав фрикционной смеси графита и сульфидов некоторых металлов. Они выполняют роль смазки, но одновременно снижают коэффициент трения, что также отрицательно сказывается на тормозных характеристиках колодки.

Металлическая стружка и другие компоненты обеспечивают целостность и конструкционную прочность, повышают фрикционные характеристики тормозной колодки.

Тормозная колодка

Для крепления накладки к колодке применяется клей или заклепки.

Прочность приклеивания фрикционной накладки к колодке

При изготовлении тормозных колодок основным способом соединения накладки с колодкой считается их склейка.

Краткие сведения о клее

Для приклеивания накладки к колодке используется специальный термостойкий клей. К нему предъявляются следующие требования:

  • Обладать высокими показателями термостойкости (не терять склеивающие характеристики в пределах 150-300 °С);
  • Иметь повышенную вибростойкость, противостоять сильному сжатию, ударам;
  • Иметь высокую стойкость к воздействию особо агрессивной среды (масла, растворителей, соляного тумана, воды и др.);
  • Иметь высокую адгезию к металлу.

Основу клея составляет раствор синтетических смол в органических растворителях. При использовании такого клея удается достигнуть прочности самого фрикционного материала.

Замена специального термоклея клеями других марок не допускается. Это связано с безопасностью эксплуатации тормозной системы.

Прочность склеиваемых материалов достигается строгим выполнением технологического процесса склейки:

  • Тщательная очистка с последующим обезжириванием склеиваемых поверхностей;
  • Качественная осушка поверхностей;
  • Нанесение слоя клея (10-80 микрон) на обе стороны склеиваемых деталей;
  • Сушка нанесенных слоев клея в течение 15 минут;
  • Повторное нанесение слоя клея;
  • Дополнительная осушка в течение 60 минут;
  • Соединить детали и обеспечить сжатие силой 4 кгс/мм² на 40 минут.

После выполнения этих операций процесс склейки считается завершенным.

Проверка прочности склеивания

Проверка прочности склеивания проводится согласно требованиям ГОСТ ISO 6312-2014. Испытываемую колодку закрепляют в испытательной машине МИМ и прикладывают к ней нагрузку со скоростью нагружения 4500 Н/с до полного разрушения накладки.

Полученные значения нагрузки и скорости нагружения в момент разрушения позволяют определить предел прочности на сдвиг, который вычисляется математическим методом.

Дополнительно для проверки качества тормозных накладок разработан еще ряд стандартов:

  • ГОСТ Р ИСО 6311-2002 «Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод определения сопротивления срезу материала накладок»;
  • ГОСТ Р ИСО 6314-93 «Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод определения водостойкости, стойкости к солевому раствору, маслу и тормозной жидкости»;
  • ГОСТ ISO 6310-2014 «Накладки тормозные. Методы испытаний на деформацию при сжатии».
Каталог товаров
Навигатор
Мы перезвоним вам в ближайшее время

Режим работы с понедельника по пятницу, с 10:00 до 20:00