Испытания по Маршаллу

Традиционно испытания по Маршаллу применяют для оценки механических свойств асфальтобетонов – предельной разрушающей нагрузки и сопротивления пластической деформации.

Прежде всего, договоримся о терминах:

  • упругой называется обратимая деформация, которая исчезает после прекращения воздействия нагрузки (резина);
  • пластической называется необратимая деформация, приводящая к изменению размеров/формы материала под воздействием нагрузки (пластилин).

Способность асфальтобетона к упругой деформации положительно сказывается на эксплуатационных характеристиках асфальтобетона, препятствуя образованию трещин при низких температурах. А вот необратимые изменения плохо сказываются как на качестве, так и на долговечности покрытия. Склонность дорожного покрытия к пластической деформации снижает его прочность, приводя к растрескиванию и продавливанию с образованием "колеи" (склонность к сдвигу внутри слоев дорожного покрытия). Сдвигоустойчивостью называют способность дорожного покрытия сопротивляться необратимым видам деформации при плюсовых температурах. Сочетание в одном материале разных типов деформации называется деформативностью.

Параметры сдвигоустойчивости асфальтобетонов

Битумы являются самым объемным компонентом асфальтобетонов, и пластичные свойства этого вида органических вяжущих сильно влияют на поведение дорожного покрытия как при высоких, так и при низких температурах. Но на результирующую устойчивость к пластичному течению асфальтобетонов влияют не только состав и отдельные характеристики компонентов асфальтобетонной смеси (АБС), но и внешние погодные условия (температурные условия, влажность, осадки).

Сдвигоустойчивость асфальтобетонов определяется в лабораторных условиях в соответствии с требованиями ГОСТ 12801-98 под воздействием сжимающей нагрузки, передающего усилие в специальное обжимное устройство по схеме Маршалла.

Для оценки сдвигоустойчивости используются два показателя:

  • коэффициент внутреннего трения;
  • сцепление при сдвиге.

Для проведения испытаний на сдвигоустойчивость по Маршаллу специально подготавливается (сформованные из свежей АБС, или же вырубленные керны из дорожного покрытия) четное число образцов (≥6) в виде цилиндров установленных стандартом размеров. Перед началом испытаний все образцы серии подвергаются термостатированию на водяной бане при =50°С в течение часа.

Исследования на устойчивость к сдвигу проводят в два этапа. Половину подготовленных образцов подвергают вертикальной одноосной сжимающей нагрузке со скоростью 50 мм/мин. Фиксируют величину воздействия, при которой начинается разрушение кернов, время воздействия и предельную деформацию (максимальная величина изменения линейных размеров перед разрушением).

Второй этап испытаний проводят с помощью обжимного устройства по Маршаллу при той же скорости нагрузки – 50 мм/мин.

Установка с контрольным кольцом и расходомером для проведения испытаний по методу Маршалла

Установкой Маршалла принято называть компрессионное устройство для проведения испытаний в соответствии с ПНСТ 109-2016, позволяющее прикладывать нагрузку на испытуемые образцы через тестовые головки с цилиндрическим сегментом (внутренний радиус кривизны - 51 или 76,2 мм).

Нагретые образцы для проведения второй части испытаний помещают по центру в нижнюю тестовую головку, верхняя тестовая головка смещается в рабочее положение и весь блок устанавливается под тестовую нагрузку с рекомендуемой скоростью вплоть до начала деструкции. Момент разрушения фиксируется как максимальное значение на индикаторе, которое представляют собой 1/4 величину текучести для данного образца.

Вся процедура по определению стабильности и текучести, начиная с момента извлечения образца из водяной бани, должна быть проведена в течение 30 с.

Текучесть по Маршаллу FM по факту характеризует деформативность материала как результат воздействия как упругой, так и и пластической деформации, определяемой в ходе испытаний на стабильность, которая измеряется в пределах всего диапазона значений нагрузки и кратна 0,25 мм. В случае автоматизированной регистрации предела текучести по Маршаллу результаты испытаний отображаются в виде графика:

определение текучести по Маршаллу на основе построения касательной к сегменту графика как разница значений по оси абсцисс (пересечение касательной оси абсцисс) и максимального значения стабильности (18-4=14)

Значение текучести, превышающее верхний обозначенный предел указывает на излишнюю пластичность; значение же, меньшее указанного нижнего порога, указывает на чрезмерную хрупкость.

Для каждого из образцов серии вычисляют работу деформирования:

где А - работа деформирования, Р - разрушающая нагрузка, кН,
l - предельная деформация, мм.

Полученные результаты усредняют для каждой серии испытаний.

Коэффициент внутреннего трения tgϕ получают по формуле:

где Аm - средняя работа деформирования по Маршаллу, Дж,

Ac - средняя работа деформирования при сжатии под прессом, Дж.

Сцепление при сдвиге Cп определяют по формуле:

где Rc - предел прочности при сжатии данного асфальтобетона, МПа.

Результаты испытаний на стабильность и текучесть асфальтобетонов по методу Маршалла зависят от свойств компонентов АБС (вяжущего и заполнителя).

АБС на основе модифицированных вяжущих могут подвергаться высокой деформации, вплоть до достижения пиковых значений стабильности по Маршаллу, что приводит к искусственному завышению значений текучести.

Поэтому при работе с модифицированными вяжущими проводят альтернативные испытания на соответствия АБС эксплуатационным характеристикам.

При проектировании объемных смесей асфальтобетона по методологии Маршалла, в соответствии с Отраслевым дорожным методическим документом ОДМ 218.3.096-2017 в протокол исследований асфальтобетонных смесей по Маршаллу вносят следующие данные:

При проектировании асфальтобетонной смеси по методологии Маршалла все полученные данные при оформлении отчета вносятся в Обязательную форму.

Каталог товаров
Навигатор
Мы перезвоним вам в ближайшее время

Режим работы с понедельника по пятницу, с 10:00 до 20:00