Канатные изделия представляют собой элементы приспособлений для подъема и перемещения различных грузов.
Канат – гибкое изделие, изготовленное методом свивки (кручения) стальной проволоки либо волокон растительного или синтетического происхождения. Если выразиться совсем просто, то это обычная очень прочная веревка из проволоки или волокон.
Бо́льшая масса канатной продукции идет на изготовление канатных строп, которые являются элементом грузоподъемных машин и механизмов.
Наиболее широкое распространение получили стальные канаты. Они обладают рядом преимуществ в сравнении с канатными изделиями, выполненными из других материалов.
Классификация и характеристика канатных изделий
Разновидность канатных изделий зависит от характера выполняемых ими задач. Классификация производится в зависимости от предназначения канатов.
В первую очередь все канатные изделия подразделяются на три основных вида:
- Стальные;
- Текстильные;
- Цепные.
Обозначение вида характеризует материал, из которого сделан канат.
Виды канатных изделий
Стальные канатные стропы предназначены для подъема и перемещения грузов. Нашли широкое применение как элементы кранов, тельферов, лебедок.
Канатные стропы на подъемном кране
Стальные стропы способны выдерживать большой вес, практически не подвержены коррозии, воздействию высоких и низких температур, механическому воздействию.
Отмечается их высокая износостойкость – стальные нити выдерживают большие нагрузки и противостоят напряжению рывками. Кроме того, они удобны в эксплуатации – позволяют крепко фиксировать нестандартные грузы благодаря своей гибкости.
Из недостатков отмечается их большой собственный вес, исключение применения в химически агрессивных средах и возможность повреждения хрупких грузов.
Массовое распространение получили стальные стропы следующих видов:
Виды строп
Их различие заключается в длине и диаметре канатов (соответственно грузоподъемности), количестве ветвей, форме петель.
Текстильные стропы изготавливаются из синтетических волокон, обладают меньшей грузоподъемностью в сравнении со стальными. По форме бывают ленточные (плоские) и круглые.
Ленточный тип стропы
Такие стропы имеют высокую эластичность, легкие и в то же время достаточно прочные, устойчивы к деформации, обслуживаются одним человеком.
Грузоподъемность обозначается цветом строп:
- Фиолетовый – допустимая нагрузка до 1 т;
- Зеленый – до 2 т;
- Желтый – до 3 т;
- Серый – до 4 т;
- Красный – до 5 т;
- Коричневый – до 6 т;
- Синий – до 8 т;
- Оранжевый – до 10 т.
Виды текстильных строп
Недостатком текстильных строп является необходимость контроля нагрузки в сырую погоду. Так, стропы из нейлона во влажном состоянии требуют снижения веса груза на 15 % от расчетного. Кроме того, имеются ограничения при их эксплуатации вблизи кислот и щелочей.
Цепные стропы применяются при работе с тяжелыми грузами. Они способны поднимать и перемещать груз весом до 67 тонн.
Цепные стропы
Характеризуются гибкостью, устойчивостью к экстремальным температурам, высокой ремонтопригодностью. Безопасны в эксплуатации (повреждения легко обнаруживаются визуально).
Из недостатков можно выделить тяжесть конструкции, что требует определенных навыков обслуживающих стропальщиков. Другим недостатком является их относительно высокая стоимость.
Применение канатов и изделий из них
Канатные изделия, как и сами канаты нашли широкое применение практически во всех областях народного хозяйства.
Современные стройки невозможно представить без подъемных кранов, экскаваторов, подвесных строительных люлек, грузовых лифтов. Без канатов и канатных строп эта техника неработоспособна.
Подвесная люлька
В промышленности канатные изделия применяются во всех ее отраслях:
- Автомобильной;
- Судостроении;
- Горнодобывающей;
- Нефтяной и газовой;
- Металлургической;
- Атомной;
- Оборонной и др.
Логистика и грузоперевозки так же не обходятся без канатных изделий.
Загрузка контейнеров: на cудно / на контейнеровоз
Канаты и изделия из них востребованы при строительстве мостов, понтонных переправ, подвесных и канатных дорог, ЛЭП, буксировке транспорта (автомобилей, самолетов, судов), при эксплуатации буровых, нефтяных, газовых вышек и во многих других отраслях.
Подвесной мост
Особые условия эксплуатации канатных изделий требуют высокого качества их исполнения. С этой целью определен необходимый эксплуатационный запас прочности. Так, нагрузки для лебедочных, талевых и буксировочных канатов должны быть меньше допустимых в 2,5-3 раза, для грузоподъемных строп – в 6-7 раз, для канатов используемых в лифтах, строительных люльках, шахтных подъемников и других устройствах, связанных с перемещением людей – не менее, чем в 9 раз.
В обязательном порядке канатная продукция подвергается различным испытаниям ее качества в строгом соответствии с рядом руководящих документов.
Руководящие документы на испытание канатных изделий
К документам, регламентирующим требования к конструктивным и физико-механическим качествам канатной продукции и методы ее испытаний в первую очередь относятся государственные стандарты и ТУ:
- ГОСТ 3241-91 «Канаты стальные. Технические условия»;
- ГОСТ Р ИСО 2307-2014 «Изделия канатные. Методы определения некоторых физических и механических свойств»;
- ГОСТ 3091-80 «Канат плоской конструкции 8х4х7 (1+6). Сортамент»;
- ГОСТ 7668-80 «Канат двойной свивки типа ЛРО конструкции 6х36(1+7+7/7+14) о. с. Сортамент»;
- ГОСТ 16853-88 «Канаты стальные талевые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения. Технические условия»;
- ГОСТ Р 58753-2019 «Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия»;
- ГОСТ EN 12385-1-2015 «Канаты проволочные стальные. Безопасность. Часть 1. Общие требования».
Кроме государственных стандартов качество и надежность регламентируются и другими документами – РД-10-33-93 («Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» - разработан Госгортехнадзором России), Технический регламент ТР ТС 010/2011 – Правила безопасности, разработанные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, МДС 12-31.2007 – Методические рекомендации по техническому освидетельствованию съемных грузозахватных приспособлений, разработаны ЦНИИОМТП Госстроя СССР.